Обещанный “разбор полетов” с цветными фотографиями, горячими цыпочками, бритыми кисками и клевыми борбриками… По ходу у меня накопился ряд вопросов в почте, на них тоже тут отвечу, чтобы уж сразу отстреляться. В комментариях там тоже, что-то просили… Короче, пройдусь еще раз с самого начала до финала. Постараюсь, что это был не тупой повтор предыдущих шести частей цикла, а, скорее, “за кадром” – то чего не рассказывалось и не показывалось вообще, но, что является весьма существенной частью проделанной работы :-)

Глава 1.

В той первой главе за всеми бессмысленными бла-бла-бла на самом деле был скрыт обширный подготовительный этап.

Если кто еще помнит, все началось с того, что сосед выставил за дверь вполне сносную 5.1 акустику, которую я и подобрал. По идее, сразу уже было понятно, что буду её переделывать рано или поздно. Поэтому можно смело говорить, что начало всему проекту было положено aж семь месяцев назад. Шесть из них я дозревал до нужной кондиции, чтобы взяться за напильник :-)

Потом еще была пара постов про VU-метры, где с помощью читателей блога я пытался разобраться, что мне, собственно, нужно. Итогом этих разборок стало то, что пришлось сесть и потратить какое-то время на восстановление своих запасов полупроводников. У меня даже фотография сохранилась:

Испытывал острый приступ ностальгии – последний раз, потрошением старых плат занимался более пятнадцати лет назад! До сих пор помню огромные блоки склеенных вместе спичечных коробков, куда фасовались детали. Сейчас у меня не оказалось под рукой такого количества коробков, зато нашлась дочь, которая согласилась навертеть для папы много маленьких конвертиков из стикеров. Конвертики вполне себе заменили спичечные коробки во время сортировки.

Определившись с VU-метрами для будущих колонок и поставив некоторые эксперименты, я уже получил возможность начать что-то делать. Идея заточить что-нибудь в стиле стимпанк у меня бродила в голове уж пару лет как. Поэтому с выбором внешнего вида проблем не было – все уже сто раз было “прорисовано” в голове. Пара вечеров за 3D MAXом и образы из головы перекочевали в виртуальный мир компьютера. Оставалось только перетащить их оттуда в мир реальный.

Конечно, на картинках выше, это не те самые первые рендеры. По ходу дела в исходные эскизы вносились изменения с учетом реальных деталей, которые удавалось находить. Но оно не сильно изменилось на самом деле. Как-то так в целом оно изначально все и планировалось. За исключением контрольной коробки. Я надеялся, что получится извлечь с оригинальной платы переменники и использовать их отдельно. Соответственно, изначально, контрольная панель задумывалась такой:

Т.е., управляющая плата снесена в деревянный бокс подставки, а в трубке небольшого диаметра, предполагалось разместить все переменники с рычагами. Как-то вот так, если схематично:

Но не сложилось, увы… Контрольная коробка в итоге приобрела вид пузатого цилиндра, включающего в себя и переменники и управляющую плату с “вентилями” вместо рычагов. Это стало, пожалуй, единственным существенным отступлением от изначальной идеи. В остальном все шло по Плану.

Поскольку уже на этапе подготовки было известно, что и как буду излагать в блоге, то заодно, вместе с реальными деталями, рисовались всякие фейковые объекты, которые потом участвовали в общем повествовании.

Ну и все остальные шизосхемы были нарисованы…

Помню, что где-то в комментариях просили показать, как рисуются “стимпанковские чертежи”. Написал некое подобие мини-урока, прямо вот на этом самом месте, но потом перенес его на вторую страницу. Иначе, слишком большая простыня выходит.

Глава 2.

В той части я описывал создание корпусов колонок.

Конечно, самый большой гемор был с выставлением угла на циркулярке. Важно было очень-очень точно выставить одновременно два параметра:

Там, конечно, на поворотном механизме есть шкала, но она явно не предназначалась для столь точной подгонки (до долей градуса):

Несмотря на то, что я совершенно точно высчитал величину угла для планок, чтобы они “свернулись” в сегментированный цилиндр, на практике выставить этот угол средствами шкалы циркулярки оказалось невозможным. Пришлось сперва изготовить шаблон из картона, выдвинуть диск в циркулярке на максимум и только потом наклонить его так, чтобы он лег по углу на шаблоне. При этом страшно мешались победитовые напайки на зубах диска. Они вносили совсем крошечную разницу, но её хватало, чтобы в масштабах 12 планок набиралась погрешность не позволяющая им ровно “сворачиваться”. При этом, если приходилось менять угол, хоть на волосок, естественно, автоматически уплывал размер планки по ширине. Короче, потребовалось много экспериментировать с небольшими отрезками досок, пока все размеры не стали складываться как надо.

Ну а весь остальной процесс был сущей ерундой, которая вполне доступно описана в той части повествования.

Еще в почту спросили, где я нашел полусферы из оргстекла для задних частей колонок.

Рассматривались различные варианты – от пластмассовых мячиков, то пенопластовых шариков. Все, что можно было бы располовинить на две полусферы. Но решение оказалось еще проще, чем думалось.

Не устаю удивляться разнообразию репертуара магазина Hobby Lobby, про который уже как-то писал не помню где. Он в целом разбит на длиииииннные ряды со стеллажами. Каждый ряд посвящен какому-то определенному повреждению мозга. Из тематики этих рядов я узнаю о таких хобби, о которых даже и помыслить не мог раньше. Например, есть ряд, посвященный любителям делать своими руками елочные украшения. Дальше, догадались, наверное уже – там нашлись пластмассовые заготовки для елочных шариков:

Уже готовые две половинки. Даже пилить  ничего не нужно было. Только петельку оттяпать – она мне была не нужна. Такие заготовки там были во множестве размеров. Просто подобрал подходящие и задача решилась автоматически:

Для выпиливания прижимных рамок из оргстекла пришлось купить лобзик. По ходу выучил очередное английское название для инструмента. Лобзик будет – coping saw (копирующая пила – буквально)… На момент покупки, я этого еще не знал, поэтому общение с продавцом было фееричным! Я указывал на огромный механический лобзик (типа такого), который попался в магазине и говорил, “мне нужно вот такое же, только ручное”. Продавец честно пытался, видимо, вообразить эту махину в виде ручного инструмента и резонно сообщил мне, что “для ручного использования это же будет очень много весить!”. Блин, думаю… Потащил его к витрине с расходниками, нашел там комплект сменных пилок для jigsaw. Спрашиваю “вот, бывают такие же, но зажимаются с двух концов… и тонкие… и длиннее… в такую скобу (показываю) заправляются… руками шмурыг-шмурыг (показываю)… нужна такая… где?”. Он было опять повернулся в сторону того же станка. Я ему еще раз – “БЕЗ МОТОРА, ТВОЮМАТЬ!!!”… Ну, без “твоюмать”, конечно… После еще пятиминутной пантомимы в процессе которой мы перебрали все, что работает по возвратно-поступательному принципу, он все же сообразил, что я имею в виду и приволок мне маленький ручной лобзик, почти, как я его помнил по урокам труда в школьные годы :-)

А… Вот еще: подтвердил случайно один известный голливудский “миф”. Наверное часто встречали в детективах всяких и боевиках… Персонажу надо получить отпечатки пальцев с чего нибудь. Он берет объект с отпечатком, помещает его в банку, капает туда же суперклея и наглухо банку запечатывает. Пары суперклея оседают на отпечатке и проявляют его… Я почему-то раньше недоверчиво относился к такому методу. А оказывается оно реально все в точности так и работает. Подтверждением тому стали мои “пальчики” навечно теперь сохраненные под колпаком одного из динамиков:

Проступили эти “пальчики” минут через пятнадцать. До того, колпак был чист и прозрачен, как на предыдущем фото…

Как сказали бы на одном из моих любимых телешоу: “миф подтвержден” :-)

Глава 3.

Это была самая далекая от реальности глава повествования. За всю ту ахинею, что я там написал, мне даже как-то стыдно немного перед человечеством… Ладно-ладно… Вру, конечно – нифига не стыдно :-)

Разумеется, представленная там схема подключения микроамперметров никакая не паровая, а вот такая:

328994821_2c28795e04

Сами то “манометры” действительно делались, как там было показано: из деталей для ПВХ-трубопровода и микроамперметров, которые были куплены на ебее. А, вот, схема для их подключения – вполне “нормальная”, если её можно так назвать, печатная плата с полупроводниками.

Сперва я смакетировал разводку в программе Sprint-Layout, после чего перенес её на текстолитовые заготовки.

Способ переноски был максимально неэффективным. Сейчас принято просто печатать разводку на кальке лазерным принтером, после чего при помощи утюга приглаживать распечатку на плату. Порошок с кальки приклеится к плате и все получается отлично. Прогрессивный метод – вместо утюга использовать ламинатор… Все бы хорошо, но у меня в хозяйстве нет лазерника. А со струйным принтором, ясен пень, этот трюк не пройдет никаким боком :-(

Поэтому я напечатал сперва разводку на самоклейках и прилепил их на платы:

Просверлил по разметке все отверстия, после чего оторвал наклейки. По полученным дырочкам, перманентным маркером от руки нарисовал дорожки:

Отправил в травку ферриком:

Феррик скушал всю медь, кроме участков, закрытых маркером. Конечно, при такой ручной отрисовке и речи не идет о ровных красивых дорожках. Но уж выкручивался с тем, что было в ниличие:

На фото выше – сразу две платы. Просто у менябыли вот такие огрызочки текстолита, на которых умещалось по две нужных мне платы. Всего мне нужно было их пять штук – по числу колонок.

Маркер смывается спиртом:

… дорожки лудятся:

… собираются детали:

В корпусе это все устанавливается на термоклей:

Я понимаю, что опытных электронщиков будет плющить в страшных корчах, как от вида этого процесса, так и от результата – но оно работает. Это самое главное.

Глава 4.

По этой главе один человек спрашивает, из чего я делал тонкие трубки для подключения “манометра” к корпусу… Мне казалось, что это очевидно из фотографий даже того качества. Из обычных трубочек для коктейлей делал:

Будучи покрашены в соответствующий цвет, они выглядят, как вполне себе металлические:

Был еще вопрос, чем я клеил ножки из ПВХ-труб. Нет, не циакрином. Для ПВХ-трубок есть специальный очень хороший клей. Точнее целое “клеевое решение”:

Внутри две банки. В одной – специальная грунтовка. В другой – клей. Сперва поверхности обрабатываются грунтовкой. Она очищает их и подготавливает к склеиванию. Потом клеем мажется и соединяется.

Намертво схватывает буквально за секунды. Ничем уже не разодрать… Правда, воняет клей несусветно – аж глаза слезятся!

Глава 5.

Изготовление подставок – тривиально. Единственное, что представляет интерес – полосочка, которой я обшивал подставки.

На самом деле это все та же блестящая фигня для моддинга автомобиля, которую я купил еще для Органилы:

2011-06-12_0012011-06-12_002

Предварительно, куски этой самоклеющейся полоски были покрашены под цвет всего остального:

И благополучно прилеплены на место:

Вероятно, существуют такие полоски уже сразу золотистые. Но у меня была только “под хром”. В магазине, где я её покупал – “под золото” ничего не было. Соответственно, опять ситуация, где я выкручивался с тем, что было…

Что было совсем не упомянуто в этой  главе – установка клемм для подключения динамиков к проводке. Тут я понимаю, что разочарую многих, но решил все же использовать “родные” провода от акустики.

Да, я нашел в магазине кабели в тряпочной обмотке. Они бы сошли за “паропровод” аутентичный. Но стоит такой провод в магазине, как миссия на Марс! К тому же он весьма толстый и, как представил эти оковалки, змеящиеся по столу, где колонкам предстояло жить, так и отказался от этой идеи.

Соответственно, для подключения, внизу подставок были установлены вот такие “крокодилы”:

Их совсем не видно на конечном изделии (только шляпки винтиков на верхней части опорной пластины):

В то же время, они позволят мне легко и быстро заменить провода, если вожжа под хвост попадет с этой оплеткой…

Глава 6.

Эта часть была посвящена “контрольной панели”. Тут следует заметить, что я в корне изменил концепцию оригинального изделия. В родной акустике, вся эта ботва была встроена в корпус центрального динамика и составляла с ним одно целое. Я же в принципе хотел видеть её отдельной сущностью. Чего и добился в итоге…

Упомянутое в главе, страшно дорогое ювелиирное изделие с неким волшебным кристаллом – пластмассовый браслет из детского отдела в “долларовом” магазине. Выбирался исключительно из-за формы “камня”:

А “у ней внутре неонка”(с):

Вот и все “волшебство” :-)

С чем пришлось повозиться – с перепайкой проводов. От “распределителя” к сабвуферу идет толстый многожильный провод с литым здоровым разъемом на конце, который никаким боком не пролезал в дырку корпуса распределителя. Соответственно, вот все это пришлось сперва выпаять, просунуть в дырку и припаять обратно, не напутав при этом цвета проводов:

Чтобы уменьшить длину корпуса, пришлось пожертвовать аудиоразъемом для наушников. У меня в разное время побывало много колонок. Большинство из них имели выход на наушники. Но я так и не смог припомнить ни одного случая, когда бы им воспользовался. Тем более, что на морде корпуса компьютера и без того есть легкодоступные дырки для наушников и микрофона. Еще один выход в колонках – излишество.

С отказом от этого гнезда, пришлось, правда, отказаться и от родной кнопки включения, расположенной симметрично этому гнезду на противоположной стороне платы. Я уже сетовал на то, что простая кнопка выключения имеет аж шесть зачем-то контактов. Однако, вдумчивый трезвон тостером показал, что реально используются только три из них. Ну и отлично:

Далее… Было где-то письмо… Хм… Странно – я точно помню, что было… Ладно… Там, короче, человек просил рассказать, как я смог сделать такие вентили из шестеренок в качестве крутилок громкости.

Рассказываю: я их не делал! Единственное сакральное знание, которым могу поделиться в этой связи – пойти в ближайший ебей, например, и купить там такие наборчики (сам я в том же Hobby Lobby их нашел):

Остальное, думаю, очевидно:

Глава 7.

Это последняя глава про сабвуфер. Ох, как же я с ним намучался, уважаемые… Началось все в точности с того же приключения, что я проходил с распиливанием планок для остальных колонок. На этот раз, вместо 12 планок, использовалось 16. Соответственно, опять пришлось делать шаблон, эксперементировать и все остальное по полной программе. Два раза! Потому, что внешние фанерные накладки имеют ненуливую толщину. И чтобы облицовка из них получилась с нормальными швами, их тоже пришлось пилить под углом…

Потом очень бесили суточные выжидания, пока высохнет клей. Приступать к следующему этапу можно было только после того, как завершится предыдущий. Итого: сутки, пока высох “внутренний корпус”, сутки, пока присохла к нему внешняя обшивка, сутки – задняя заглушка, сутки – передняя. Вместе одновременно – нельзя. Заглушки должны сохнуть в вертикальном положении. Иначе клей вытекает…

Большая часть недели прошла вот в таких ожиданиях. Но оно того стоило! Пассаж про “сабвуфер на толовых шашках” родился после того, как я врубил попробовать то, что получилось. Забыл проверить крутилку громкости, которая стояла на максимуме, поэтому, когда включил питание, бабахнуло оно так, что Пес с дурным криком убежал из дома. Уж не знаю, что я там внутрях сделал правильно, а что – нет. Но бум стал существенно… гуще, что ли. Определенно получилось лучше чем было у оригинала. На полной мощности, даже бума как такового не слышно уже. Только печень вибрирует от низкочастотной бури. Нравицца :-)

Трубки для внутреннего фазоинвертора. Нет, это не от туалетной бумаги, как кто-то предположил. Та, что внутренняя – вообще родная. Из исходного сабвуфера. Её удалось аккуратно выпилить. Сидела она там на таком количестве клея, что пришлось повозиться. Увы, внешнюю трубку извлечь аккуратно не удалось. По итогам она отодралась только в виде 2/3 своей исходной длины. Пришлось выкинуть. На замену ей, на чердаке была найдена аналогичная трубка от “почтовой трубы”. Уж не знаю кто чего когда в такой заказывал. Это, типа, тубус такой бумажный с очень-очень толстыми стенками. В таких обычно по почте постеры всякие пересылают и другие фигни, которые мягкие и могут быть свернуты в трубку. Вот кусок такого тубуса и использовался в качестве внешней трубки. То, что надо оказалось.

Как обеспечена герметичность задних разъемов.

Увы, почти никак. Т.е. сама пластина, на которой они собраны – она сидит на герметике по периметру. Но разъемы-тюльпаны имеют в своем центре дырку. Остается уповать только на то, что когда в них вставлены ответные разъемы, эти дырки в достаточной степени затыкаются…

Еще спрашивали про узорчики всякие на деталях. Это наклейки:

Из того самого набора, что я купил когда то для трубочной подставки:

Кроме этих узорчиков, я сам уже делал всякие таблички с подписями. Печатал, ламинировал, приклеивал:

Золотые гвоздики по краям – не гвоздики. Крашенные булавки, засверленные и посаженные на клей в нужных местах.

Цветные фотографии.

А, вот же они:

На боевом посту (сабвуфер не видно – он под столом):

Видео… Оно, правда, совершенно бессмысленно, но так – для порядка пусть будет:

 

Ну и напоследок, еще одна бесполезная шняга – pdf с чертежами и схемами (1.8 мега). В этот раз я решил обойтись без своего обычного блокнота, все в компьютере держал. Уж не знаю, какую ценность этот файл представляет для общественности… Но Интернет же – резиновый, еще от одного файла поди не треснет. Так, что пускай тут полежит…