2009-01-08_001-2Осмотрев устройство снаружи и познакомившись с его интерфейсом, настало время заняться самой щекотливой темой обзора. Времена меняются, технологии развиваются, но я все еще по старой привычке уделяю особое внимание экрану электронной книги. Все же, мне на него предстоит таращиться бОльшую часть времени эксплуатации устройства. Буковки то я именно с экрана читаю, а не с кнопок или корпуса. Удобство управления чтением, это, конечно, важно – не спорю. Но руки могут привыкнуть к чему угодно, а, вот, глазки, если выпрыгнут от многочасового напряжения, то по гарантии их уже не заменить. Для меня экран электронной книги, это тема номер один в любых дискуссиях на тему электрочтения.

Сразу, забегая вперед, скажу, что экран у Sony PRS505 произвел на меня самые благоприятнейшие впечатления. Я был положительным образом удавлен, т.к. ожидания были изначально весьма пессемистичны. До сего момента, мое знакомство с новыми технологиями экранов базировалось на знакомстве с Ivy Reader по которому мне когда-то довелось писать обзор. Да, я знаю, что это было несколько лет назад и технологии в это время не не спали.  Пускай не очень удачный пример, но последнее, что я запомнил о “передовых разработках”, появившихся после великолепного LCD-экрана “рыбы” – вот это:

И это еще лучшая фотография, что у меня тогда вышла – она сильно преукрашивает настоящую действительность. Да простит меня создатель Ivy Reader, но тогда я просто обрыдался над таким экраном и забыл про всякие новые электрочиталки на несколько последующих лет. По картинкам в каком-то интернете, я видел, что современные устройства демонстрируют более вменяемые экраны, но сие понимание носило чисто академический характер.

По своим “экранным” качествам PRS505 отличается от того, что я помню, так же, как джедайский меч отличается от вертела для мяса. Экран соньки уже был мною продемонстрирован косвенно в рамках этого цикла статей, да и, вон, в заглавии этой статьи его фотография присутствует, но интереснее будет его оценить в рамках сравнения. В этом плане, фотография имеет крайне неудачную способность приукрашивать реальность. Вот так, просто по автономному снимку усройства, часто бывает сложно оценить реальную картину. Тут вносит свою лепту и освещение, которое непонятно какое было, когда фотография делалась, и различные технические тонкости… Тут я мало что сам могу исправить в этой связи. Однако, я могу не просто сделать фотографии экрана, а показать его в сравнении с чем-то, что можно вам, странные люди из интернета – по ту сторону ваших мониторов – как-то взять в руки и попробовать сопоставить увиденное тут у меня со своей реальностью.

Например, я могу положить рядом с устройством лист обычной белой бумаги формата A4. Вы найдете ее почти в любом принтере, как нашел ее там я. Выставив в фотоаппарате баланс белого цвета по этому листу, можно сравнить с ним экран книги:

2009-01-08_001

Понятно, что на вашем личном мониторе, бумага может оказаться вовсе не белой – у всех свои настройки в мониторах. Свой монитор я тоже не особенно тщательно калибровал. Однако, тут, важен не сам факт буквальности белезны, а сопоставление, относительно которого можно видеть разницу. Больше я про вопросы относительности распространяться не буду – думаю, что идея понятна. Вернемся непосредственно к экрану.

У соньки, фоновая часть экрана колеблется от бледно-бледно аквамариновой, до бледно-бледно бежевой – зависит от света который на нее падает. В целом, эти оттенки очень хорошо воспринимаются глазом во время чтения.

Опять же, наверное, многие заметили, что классические бумажные книги печатаются на далеко не белой бумаге. Чаще всего бумага тонирована в сторону бежевого цвета, в той или иной степени. Видимо, мы так привыкли еще со времен пергаментов. Нам, для длительного чтения, комфортнее читать именно так. Думаю, с физиологическими особенностями устройства наших глаз, это тоже связано в немалой степени. На белой мелованой бумаге только счета-фактуры для бухгалтерии хорошо печатать – чтобы там себе глаза побыстрее сломали.

В соответствии с вышесказанным, добавим к нашему сравнительному анализу обычную книгу:

2009-01-08_0011

Отчетливо видно, что PRS505 по темности фона гораздо ближе к реальной книге, чем лист бумаги A4. Пускай оттенок экрана соньки более “холодный” но он не режет так по глазам, как чистая белизна “офисной” бумаги. Не знаю, кто какие выводы для себя сделал на основе этой фотографии, но лично я положительно смотрю на такие качества экрана PRS505.

Помимо цветовых качеств, так же уже можно посмотреть и контрастность текста, выдаваемого устройством, в сравнении с контрастом печатного текста книги. По мне так разница незначительна настолько, что ее можно уже во внимание не принимать. На основе этого можно сделать вывод, что технологии e-Ink уже вполне дозрели до того, чтобы нельзя было с кривой усмешечкой пройти мимо них в стиле “да ваши железки и близко не сравнятся с настоящей книгой”. А фигу там! Очень даже уже сравнятся.

Так же я грозился сравнивать соньку с “рыбой”. А давайте и сравним.

Важный момент! В моем распоряжении нет REB1100 с оригинальным экраном. Увы. Все мои “рыбы” – продукт кадавризации, как прозвали процесс замены штатного экрана REB1100 на экран от родственной ей Rocket eBook. О сути процесса и получающейся разнице читайте тут, кому интересно. А в дальнейшем, когда я говорю о экране REB1100, имейте в виду, что говорю я на самом деле о экране кадавра. Сильно это сути не меняет: REB – ближайший потомок “ракеты” и во времени они разошлись не сильно, но все же.

Причем посмотрим на это не только в контексте разницы между устройствами, но с точки зрения того, что Nuvomedia предлагала всему дебильному человечеству еще 10 лет назад! ДЕСЯТЬ сраных лет назад! До кучи давайте еще и КПК какой-нибудь положим рядом:

2009-01-08_0012

Тут имеет смысл сделать несколько важных замечаний. Во-первых на этой фотографии ни в коем случае не сравнивается качество экранов в контексте их технологий. Что там из них лучше-хуже. Это было бы глупо – сравнивать LCD-экран “рыбы” и e-Ink-экран соньки – они в принципе разные. Но представте себе, что вы и слов то таких не знаете. С точки зрения простого смертного пользователя для которого, что Ник Шеридон с его изобретением, что инопланетяне – главное, чтобы книги читать можно было. Во-вторых, в “рыбе” и КПК включена подсветка. Каждое устройство пребывает в том режиме под которое оно затачивалось. Рыба затачивалась под работу с подсветкой в штатном случае, а сонька – без оной. Иначе было бы нечестно. По мне, так, “рыба” своим экраном вполне может потягаться с передовыми технологиями. Но это никоим образом не умаляет достоинств экрана PRS505. Напротив, поскольку для меня “рыба” была какбе эталоном, а у соньки все выходит еще лучше – хвала и почести инженерам Sony. Они все сделали правильно.

Некоторый цветной муар на экране “рыбы” и КПК – это не реальность, а результат поляризации света в матрицах усройств. На самом деле, во время съемки, фотоаппарат нахватался поляризованного света еще больше, но бОльшую его часть я отсек соответствующим фильтром на объективе. А простым глазом этого всего муара не видно вовсе. Глазоньки то у нас, людишек, чахленькие…

Однако, если кто в силу злобности своего характера или просто из чистого любопытства, хочет увидеть разницу экранов в нечестных условиях, то пожалуйста – не вопрос. Вот так будет выглядеть REB1100 с выключенной подсветкой, в условиях комфортных для PRS505:

2009-01-08_0013

И, справедливости ради, вот так будет выглядеть экран PRS505 в ночном полумраке комнаты, который не является помехой для REB1100:

2009-01-08_002

Относительно скорости смены страниц на экране. Видел, что люди как-то поругивают экраны e-Ink за их неспешность. Меня, эта тема совсем не напрягает, если задержка смены страниц находится в пределах разумного. Чтобы не сторожить процесс с секундомером, выдавая в статью маловразумительные цифры, я просто снял процесс на видео. Оценивайте скорость листания сами (слева – REB1100 для контрольного сравнения):

httpv://www.youtube.com/watch?v=lNBgDDhqJ4M

Меня лично такая скорость вполне устраивает. Дискомфорта не испытываю.

В качестве вывода по этой части статьи, могу только повторить то, что сказал в самам начале: лично я оцениваю экран PRS505, как очень хороший. Отлично подходящий для комфортного чтения литературы.

Настало время поговорить о подсветке экрана для PRS505. О причинах, по которым считаю ее необходимой, я уже писал в той части материала, в которой описывал специальную обложку для устройства. Повторяться не буду, давайте просто посмотрим, как это выходит на практике.

2009-01-08_0014

Вот тут на сцене и появляется литр дёгтя в нашей бочке кокаколы. Вместе с дёгтем появляются блики на поверхности экрана. Надо сказать, что сам по себе экран PRS505 бликует столь незначительно, что можно сказать – не бликует вовсе. Когда же на него опускается рассеиватель подсветки, картина в корне меняется. Сравните:

2009-01-08_00212009-01-08_003

На левом снимке, отчетливо видно отражение точечного источника света на рассеивателе подсветки и засвечиваемая им область, а на правом снимке – только засвеченная область (источник света точечный и достаточно сильный в обоих случаях). Это беда, но беда не фатальная. В конце концов, всегда можно приспособиться так, чтобы ничего не бликовала. “Рыба” в этом плане тоже не идеал была. Не такая, конечно, кошмарная, как рассеиватель подсветки на соньке, но все же бликовала и я привык приспосабливаться к этому.

Так же наблюдается некоторое уменьшение контрастности текста. С учетом того, что в исходном виде экран очень контрастный, то такое снижение этого его качества, в принципе, укладывается в допуск терпимости. По субъективным воспоминаниям, под рассеивателем, контраст у соньки походит на тот, который был у моей “рыбы” до того, как я ей экран поменял на “ракетный”. Терпимо, но не более того. Все это – другая беда, которую надо учитывать.

Третья беда хуже. Если не сказать, фатальнее. Ни о какой равномерности подсветки у этого рассеивателя речи и близко не идет!

2009-01-08_005

Обратите внимание на олнообразные перепады освещения ближе к внутренней стороне книги. Это нифига никакой не дефект снимка или особенность преломления света в объективе фотоаппарата. Оно реально в точности так и есть! Вот, посмотрите ближе:

2009-01-08_004

Безусловно, все не так трагично, как кажется. Я избалован равномерной подсветкой в REB1100. А так – читать вполне можно. Но “вполне” – это не то, чего бы мне хотелось от устройства, которое опережает “рыбу” на 10 лет!

Вот, посмотрите, что получается в сравнении:

2009-01-08_0015

Мой вывод по обложке с подсветкой для PRS505: подсветка полное говно! В случае этой модели обложки, по крайней мере. Серьезно задумался об организации подсветки в виде внешнего “торшера”, как это уже сделали многие другие пользователи устройства. Например, такой. Но это пока для меня вопрос будущего. Видимо, я вернусь еще к этой теме.

Вот, вроде бы пока и все, что могу сказать про экран и подсветку в PRS505.

Продолжение…