Объединил две предыдущие части в одну. По смыслу – они обе про экран, поэтому пусть будут вместе. Комментарии тоже объединил. В этой части буду про акустику рассказывать. Благо, что и 3D-модель помещений уже есть готовая, поэтому постараюсь все сразу нормально и внятно изложить.

Для полноты повествования, про подвеску проектора расскажу. Хотя особо и говорить не о чем…

Еще в Москве как-то купил шасси для подвешивания проектора к потолку, но так и не сподобился его использовать в той версии кинотеатра. Стоила она каких-то несоразмерно космических денег, поэтому оставлять было жалко. Привез с собой. “Вот тут лягушка и пригодилась”(с)анекдот.

В общем, установка самой подвески и проектора заняла несколько минут – нашел на потолке балку в нужном месте и пришурупил. Повозиться пришлось с проводкой.

Уже было понятно, где будет стоять аппаратура. Место явно вырисовывалось само по себе, исходя из положения экрана и посадочных мест:

Это, в свою очередь, определило и место прокладки коммуникаций между аппаратурой и проектором:

На участке зеленого цвета делается короб. На этом участке, что-то закинуть на чердак невозможно. В виду отсутствия там такового. Там идет уже грань кровли под которую забраться невозможно ниоткуда. На участке красного цвета – можно действовать на чердаке, но он слишком короткий, чтобы ради него дырявить потолок (выводить провода на крышу, а потом через пять дюймов, обратно заводить в комнату). Короб на потолке лепить тоже не хотелось. В итоге, решил оставить на красном участке провода, как есть – навесным монтажом, забрав из в декоративную гофрированную трубку. Получилось так:

Потом планировалось по этому же коробу пустить часть проводов акустики. Но, в плане проектора, на этом приключение и закончилось.

* * *

Итак, акустика… Планировал ограничиться конфигурацией 7.1. Я к ней привык, она меня устраивает и я уже знаю с чем её едят.

В общем случае, как можно узнать из любого интернета, конфигурация 7.1 представляет из себя вот такое расположение элементов:

Т.е, вокруг сидящего распологается семь динамиков: FL – передняя левая колонка, C – передняя центральная, FR – передняя правая, SL – боковая левая, SR – боковая правая, RL – задняя левая, RR – задняя правая и SW – сабвуфер. Бывают некоторые вариации с расположением задних колонок относительно боковых, но в общем случае – так.

И мне этот случай не подходил никак. Потому, что:

  • Сабвувер (голубой) приткнуть куда-нибудь в угол – не проблема. ОК.
  • Передние правая и левая колонки (синие) – напольные стойки.  Отлично умещаются с рекомендованным разносом в 30 градусов от центральной оси, относительно сидящего. Центральная (тоже синяя) – полочная на каминную полку строго по центру напротив сидящего. Тоже не проблема. ОК.
  • Боковые (зеленые) – под потолок по бокам. Почти ОК. Еще чуть больше назад относительно сидящих снести их не получится т.к. левая боковая и так висит в самом углу. Но в допуск она попадает (110-120 градусов по центральной оси относительно сидящего). ОК.
  • Задние колонки (красные) – жопа. Напольные они будут или потолочные – одна оказывается за стенкой на улице палюбасу. Не ОК.

Можно было бы сократить систему до конфигурации 6.1. При этом осталась бы всего одна задняя колонка по центру под потолком:

Но очевидно, что в таком положении, её напрочь глушит стена слева, что для сидящих в “зале” сводит в ноль весь её эффект. Не говоря уже о том, что в том месте под потолком она начнет “конкурировать” с проектором.

Логично предположив, что я не первый человек на планете, столкнувшийся с такой проблемой – полез в интернеты читать, как люди выкручиваются в таких ситуациях.

Выяснилось, что в таких ситуациях помогает относительно недавно выдуманный формат декодирования звука Dolby PLIIz. В конфигурации 7.1 для такого формата, задние колонки становятся передними-верхними. Вот так:

Формально, такая конфигурация уже перестает называться 7.1 и начинает называться 5/2.1. Предполагается, что объем звука в такой конфигурации перестает быть сугубо “горизонтальным” относительно зрителя. Появляется “вертикальный” эффект. Выражается он в том, что, например, дождь в сцене фильма начинает литься “сверху вниз”, как ему и положено, самолеты будут “летать” над головой и все в таком духе.

Единого мнения по такой системе в интернетах я не нашел. В общем – как обычно: половина говорит, что это фуфло, половина визжит от восторга, третья половина заявляет, что все совсем зажрались и обычной стереопары достаточно… Довольно быстро я забил на чтение мнений и сосредоточился на своих локальных проблемах.

Понятно было, что PLIIz – это то, что нужно в моем конкретном случае. Оставалось понять, что из оборудования мне понадобится. Вырисовывалось следующее:

  • Ресивер, умеющий среди прочего декодировать звук в Dolby PLIIz
  • Сабвуфер
  • Две фронтальные напольные колонки
  • Центральная полочная
  • Четыре потолочные (боковые и передние-верхние, соответственно)

С ресивером пришлось побегать. Не всякий умеет декодировать в нужный мне формат. Но в итоге нашелся SONY STR-DH720. Ссылка на мануал и спецификацию.

С фронтальными правой, центральной и левой колонками бегать не пришлось. Пришлось сидеть и слушать. В ближайшем магазине BestBuy нашлась демонстрационная комната, где была выставлена куча колонок. Можно сесть в кресло и клацая кнопками пульта, переключать звук (отдельно кино, отдельно музыка) между колонками различных типов и брендов.

Специально не стал сперва смотреть ни на бренды, ни на внешний вид. Для пущей объективности. Просто стал переключать кнопки и слушать. Что-то там было около шести различных систем представлено. По итогам, как мне показалось, я выбрал то, что исключительно на мой субъективный слух звучало приемлемо. Запомнив номер кнопки, пошел смотреть, что же под этим номером звучало.

Оказались колонки от севершенно незнакомого мне Polk Audio. Вообще никогда раньше не слышал про этот бренд. Может быть мне должно быть стыдно за такую безграмотность, но мне пофигу. Я не настоящий сварщик. Рядом висели колонки от пионеров, ямах, соней и других знакомых брендов. Даже вернулся, чтобы убедиться, что правильный номер кнопки запомнил. Факт – неведомый мне Polk Audio показался лучше остальных.

Этих Polk Audio там тоже было несколько разновидностей. В основном различались мощностью. Тут мне пришлось отдаться на волю знаний продавца-консультанта. Изложил ему условия и описал размеры помещения. Он что-то такое там поклацал в компьютере, сходил посоветовался с другим своим коллегой и они вместе постановили, что для моего расклада будут достаточны самые небольшие из представленных колонок. А именно модель Tsi300. Вот такие:

Только по внешнему виду я выбрал полностью черную версию.

Центральную колонку мне автоматически подобрали под ТТХ этих напольников. Polk Audio TSi CS10:

Аналогичным образом я попытался выбрать сабвуфер. Пошел сперва послушать в “смотровую”. Но оказалось, что явной разницы (кроме громкости) я не смог выявить у различных брендов. Поэтому просто опять дернул продавца, чтобы он посоветовал мне до кучи и саб, подходящий под уже выбранные колонки. Продавец порекомендовал саб тех же Polk Audio модели PSW10:

Продавец уверил меня, что 100 ватт более чем хватит для помещения моих размеров.

Постфактум должен признать, что продавцы оказались правы и в случае колонок и в случае саба. Самое то, что нужно оказалось! Меня полностью устраивает, как оно играет…

Вот, с фоновыми колонками оказалось все немного сложнее. В магазине где я покупал фронтальные колонки и саб, не было потолочников той же линейки. Т.е. полностью собрать комплект от Polk Audio не удалось. В качестве пространственных потолочников мне порекомендовали нечто с совершенно потусторонним для меня названием On-Q/Legrand evoQ 3000:

При этом клятвенно заверили, чтоб я не пугался надписи на коробке “outdoor” (типа, для использования на улице). Дескать, их вполне нормально использовать и внутри помещений. Сказали, что, исходя из соотношения цена-качество, местная клиентура расхватывает их для своих домашних кинотеатров, как горячие пирожки.

Покупал я все в два захода и к тому моменту уже успел убедиться на примере основных колонок и саба, что нет причин не верить этому продавцу. Он вполне добросовестно подходил к заданным вопросам и советовал не чего подороже, а что действительно для моих целей адекватно.

Увы. Может оно и было адекватно, но стоимость этих пространственников в том магазине мне показалась космическая. При том, что они были одними из самых дешевых в репертуаре. К счастью, жена вспомнила, что видела точно такие же – где бы вы думали? – в моем любимом строительном магазине Lowes. В отделе где все для веранд и беседок. И точно – там они и оказались. Практически вдвое дешевле, чем в “профильном” магазине.

Кому интересно, весь этот фарш мне обошелся (цены округлены):

  • Ресивер – $300
  • Правый и левый напольники + центральный- $700
  • Саб – $200
  • Пространственные потолочники – две пары по 100 = $200

Итого – около полутора тысяч долларов.

Добавить, скажем, столько же за проектор (если бы я его покупал) + экран. И получается, что я укладываюсь где-то в 3000 долларов за все целиком. Вполне скромно по домашнекинотеатровым меркам, согласитесь.

Порядок цен на готовые кинотеатры того класса, что я делаю – около 5-8К долларов (местный Техас-Хьюстон расклад, само собой). Но это именно уже “под ключ”. И с телевизором вместо проектора (диагональ 60″-65″ порядка 2500-3000 долларов стоит, если нормальный). Все привезут и сами сделают. Совсем профи варианты кинотеатров – от 10К и выше. Но это уже совсем иная весовая категория.

Это была простая часть приключения – половину работы по выбору за меня сделали продавцы-консультанты, а половину работы по доставке выполнил двигатель внутреннего сгорания в моем стареньком Сатурне :-)

О том, как я разводил все это по дому – читйате в продолжении