В связи с наступлением лета, вновь всплыла тема светомаскировки дома. Решили, наконец, воплотить в жизнь то, что вынашивали в планах последние пару лет. Все люди по разному относятся к солнечному свету у себя в доме. Кто-то жить без него не может и ищет жилье на “солнечной стороне”, а кто-то, как мы, например, к солнечному свету относятся, как к комарам. Вроде бы и обычное явление природы полезность которого не может быть переоценена, но, в то же время, в доме такого счастья нафиг не нужно. Дело даже не в жаре, переносчиком которой является солнечный свет (с этим кондей может прекрасно справиться). Тут дело сразу в целом комплексе субъективных представлений о том, что в доме быть должно и создает уют, а что – только мешает и этот самый уют разрушает.

* * *

Проблему солнечного света мы решали еще живя в Москве. Тяжелые плотные занавески нам не слишком нравились, а тюль и легкие веселые занавесочки не справлялись с задачей. Поэтому мы сперва повадились заделывать окна калькой. Чувствовали себя при этом распоследними японцами с их окнами из промасленной рисовой бумаги. Однако, по мере проникновения в столицу исторической родины всяких капиталистических выкрутасов, мы перешли на более адекватные средства, вроде специальной тонирующей пленки.

Здесь проблема усугубилась не только с сточки зрения климатического расклада (солнце фигачит круглый год, а не только летом), но и увеличившейся площадью остекления жилого пространства. Если в московской квартире мы за пол часа играючи справлялись с тремя жалкими окошками, то сейчас проблему приходится решать в куда большем объеме.

Солнце обходит нас как-то так (очень условно):

Untitled-01

В самый, что называется, разгар дня, с полудня и почти до вечера, под прямой солнечный удар попадают окна столовой (1-2), окна у входной двери (3-4) и окна моего кабинета (5-6):

Untitled-02

Вечером солнце набрасывается на окна кухни и гостиной. Но, в силу общих раскладов, под ударам оказывается только одно из них:

Untitled-03

Остальные окна в этой области прикрыты тенью соседского дома, забором и растительностью.

* * *

Вся эпопея, собственно, и началась с этого самого последнего окна. В ноябре 2011 года. Именно тогда была закончена постройка нашего домашнего кинотеатра. Получалось так, что предвечернее солнце снайперски фигачило через то окно точно в экран, наглухо перебивая луч проектора:

Untitled-04

Жалюзи не спасали. Они рассеивали свет, но его интенсивность снижали не сильно, что, в сочетании со светлыми стенами, оставляло “кинотеатр” слишком засвеченным до самого заката. Занавески так же оказались бессильны. Соответственно, тогда и пришла в голову мысль воспользоваться опытом московской квартиры и тонировать стекло темной пленкой.

Идея была воплощена в жизнь на этом окне и на окне двери в сад:

Untitled-05

В дверь свет пер рассеянный и не очень сильный. На соседних окнах его прекрасно отсекали жалюзи и занавески. Вот только на двери не было ни того, ни другого. Тонировка решила проблему.

Тогда же мы решили, что посмотрим насколько пленка окажется адекватной и устойчивой к воздействиям в новых для нас условиях. Типа, если тонировка не облезет за пару месяцев, не помутнеет и не выцветет, то следующим летом мы повторим такое же приключение с остальными окнами.

Но “следующим летом” мы ничего не повторили. Уж не помню почему, но проект был отложен. Поэтому “испытательный срок”  для тонировки растянулся еще на год. Что ж, тем определеннее результат. Вот, кстати, место, откуда окно подвергается атаке – когда солнце оказывается в этой области:

2013-03-31_022

Самое проблемное место у такой тонировки – углы. Они имеют тенденцию “отсыхать” от стекла и заворачиваться. Очень придирчивое исследование показало, что выбранная пленка успешно прослужила весь этот срок. Выстояла против летнего апокалиптического солнца, пережила зимние резкие перепады температур, периодические помывки окон и т.п. Сохранилась, как будто её только что наклеили:

2013-03-31_023

Не выцвела и не помутнела. Отличный результат. Пленка, которой мы пользовались в Москве, не жила дольше полугода – начинала облезать по углам и выгорала. Здешний же аналог оказался куда более качественным и устойчивым.

* * *

Не подумайте, что мы не рассматривали иные варианты светомаскировки. Изучение вопроса показало, что у местных жителей принято на вооружение три метода борьбы с солнцем в доме.

1. Деревянные жалюзи. В отличие от пластиковых, деревянные рейки не просвечивают. Металлические жалюзи – тоже не просвечивают, но очень уж мерзко смотрятся и их не любят. Тканевые вертикальные жалюзи по эффективности мало чем отличаются от пластиковых. В продаже можно встретить все типы в огромном многообразии, но в итоге все равно возвращаешься, либо к деревянным (выглядят красиво), либо к пластиковым (стоят дешево).

Деревянные жалюзи ставятся на окна в виде своеобразных внутренних ставен на своих собственных открывающихся рамах. Обеспечивают практически полную светоизоляцию в закрытом состоянии. Казалось бы – идеальное решение. Но, увы…

Во-первых, стоимость таких жалюзи – запредельная! С учетом того, какое количество окон нам надо было прикрыть, расчеты показывали вложения от полутора до двух тысяч долларов. Кроме этого, деревянные жалюзи не решают проблему окон с аркой в верхней части. А у нас их два таких.

2. Ставни-сетки. С учетом местных погодных условий, окна в домах однослойные. Тонкий алюминиевый переплет и стекло в нем на герметике. И все. Стена, при этом, достаточно толстая. Соответственно в раме остается изрядно места для всяких дополнительных выкрутасов. Делается вторая рама-вкладыш, в точности повторяющая внешнюю нишу окна и затягивается темной мелкой-мелкой сеткой, которая начинает играть роль фильтра. Так сделали наши соседи в доме напротив (кстати, белые ставни по бокам окон – неработающий декоративный фейк):

2013-03-31_024

У такого способа есть тоже два основных минуса. Во-первых, такая сетка становится очень эффективным пылесборником и в запущенном состоянии являет печальное зрелище.  Во-вторых дом с таким затемнением выглядит очень неестественно. Вставки скрывают переплет окон, который является существенной частью внешнего вида дома и ничего не отражают. Получается эдакий “эффект выбитых зубов”.  Но, все равно этот способ пользуется определенной популярностью.

3. Тонировка. Может быть двух видов – с заменой стекла и в виде пленки.

Замена всего стекла в доме на тонированное по стоимости переплевывает даже деревянные жалюзи. Менять его приходится вместе с переплетом, а все окна разные. Получается, что каждое окно делается на заказ в индивидуальном порядке. В среднем выходит по 300-400 долларов за окно. У нас семь окон, нуждающихся в затенении. Вывод – да убейтесь веником!

Второй вид тонировки – вот тот самый с которого я начал повествование. Его же мы и в московской квартире использовали. Специальная пленка наносится на стекло и служит фильтром.

Самый серьезный минус при этом – низкая износоустойчивость. Пленка отлично выдерживает перепады температур и влажности, её можно время от времени мыть – ничего страшного. Но если у вас в доме есть собака, которая просится на улицу ненавязчивым пошкрябыванием когтями по двери и при этом имеет рост достаточный, чтобы доставать до окна, то пленка на нем превращается в это:

2013-03-31_026

Тем не менее, пленка остается наиболее популярным тут способом светомаскировки.

Мы прокатились по нашему и соседнему сабдивиженам, посмотрели, как люди решают проблему. Светомаскировка в том или ином виде зафиксирована на домах почти в половине случаев. Пленка-фильтр – лидирует по частоте применения (как однотонная, так и раскрашенная “под витраж”). Ставни-сетки – встречаются вдвое реже. Тонированные стекла встречены всего у одного дома. Они легко “вычисляются” по уровню прозрачности и отсутствию искажений (пленка сильно темнее и “зеркальнее”). Наш район не самый дорогой и домов-миллионеров в нем нет. Каким боком тонированные стекла достались тому единственному дому – непонятно. В остальном он не демонстрирует признаки какого-то особого достатка. Деревянные жалюзи так же встречались (они выглядят толще и шире обычных пластиковых), но счет так же шел на единицы.

Вывод – нефиг выпендриваться или изобретать велосипеды. Что хорошо для большинства соседей, то прокатит и для нас. Пленка нас более чем устраивает по соотношению цены к результату. К тому же была протестирована лично и признана годной к применению.

* * *

Итак…

Рулон пленки обходится от 10 до 30 долларов за стандартный кусок 3х6.5 футов (90х180 см.) Разница в цене определяется свойствами и рисунком. Нам нужна была однотонная пленка (никакого там “под витраж”, как бы это ни казалось соблазнительным), но и она может быть разного вида и типа:

2013-03-27_003

У меня в кабинете всего одна дырка вентиляции кондея, а его два окна (одно из которых – самое большое в доме) находятся под наиболее интенсивным солнечным натиском. Соответственно, для пленки мне были важны теплоизоляционные свойства в первую очередь. На фото выше, та, что в синей пачке рубит инфракрасную часть спектра (жару) на 59%, ультрафиолет – на 99%, плюс обеспечивает тотальное затенение. В точности то, что мне надо.

Для остальных помещений была выбрана более дешевая пленка с более мягкими свойствами (оранжевая пачка). Хоть окон там и больше, но они не такие здоровые, как у меня в кабинете. К тому же, полно выходов вентиляции – кондей справляется на ура даже при прямом солнце. Там нам была важнее отсечка солнечных бликов, которые умудряются давать засветку аж в гостиной с кинотеатром. При этом необходимо было сохранить и некоторый уровень освещенности. Все ж это не моя нора, куда обычные люди по своей воле стараются не заползать. У нас в семье я один, кто давно и полностью перешел на Темную Сторону. Остальные все еще нуждаются хоть в каком то свете. Приходится идти на компромиссы…

* * *

Началось все с мытья окон в моем кабинете:

2013-03-27_001

Делать все пришлось по “непривычной” схеме. Вообще, окна, конечно, надо мыть со всех сторон сразу. Но, в данном случае, нам была более важна “непрырывность производства”. Поэтому жена сперва помыла все окна изнутри, чтобы я имел возможность сразу лепить тонировку. Снаружи окна можно помыть и потом. Соответственно, не пугайтесь, если на фото увидите грязные стекла – это они только снаружи грязные. Там они были отмыты существенно позже.

Как видите, переплет наших окон крайне недружественен в плане простоты заклеивания пленкой. Я думал, что рехнусь нарезая эти бесконечные клеточки:

2013-03-27_007

Вот тут хорошо видна разница между тонировкой и обычным стеклом:

2013-03-27_004

Кажется, что стекло становится совсем непрозрачным, но это, конечно, не так:

2013-03-27_005

Снаружи эффект полной непрозрачности присутствует по полной программе (тонировка только на дальней половине окна):

2013-03-27_006

Полностью обработанное окно в моем кабинете:

2013-03-27_009

На мой взгляд, оно выглядить куда симпатичнее чем сетки-вставки. Во-первых, сохраняется рисунок переплета, во-вторых присутствует полный набор отражений (их даже больше стало):

2013-03-27_011

Дело вкуса, конечно. Но мне так нравится куда больше, нежели “порталы в иную вселенную” у соседей… Представьте, как выглядело бы мое окно в исполнении сетки-вставки:

2013-03-27_011f

На примере второго маленького окна в кабинете – все уровни защиты моей норы от мерзкого солнечного света. Тонировка, жалюзи, плотные занавески:

2013-03-28_015

При включении всех уровней защиты, моя нора остается темной, прохладной, страшной и нежелательной для посещения даже в самый разгар солнечного веселого дня:

2013-03-28_016

И это прекрасно!

Для остальных окон тонировка, как я уже говорил, не настолько глухая. Вот тут хорошо видно разницу (это окно над дверью у самого потолка):

2013-03-28_017

* * *

Наверное, будет интерена технология нанесения пленки на стекло. Ничего запредельного в процессе нет.

Нужна сама пленка:

2013-03-27_002

Нужна специальная жижа для ее прилепливания к стеклу:

2013-03-31_001

Похоже на некое подобие мыльного раствора. Не удивлюсь, если это он и есть. Но позиционируется, как нечто “специальное”. Пес его знает, что это на самом деле. Стоило копейки и продавалось с той же полки, что и фильтры – не было причин нос воротить.

Немаловажную роль в процессе играет некое подобие шпателя из мягкого пластика:

2013-03-31_002

Его я так же купил с той же полки, что и фильтры с жижей для приклеивания. Вообще, подойдет резиновый шпатель для приклеивания обоев. Равно, как и вообще что угодно достаточно ровное, плоское и не царапающее фильтр.

До кучи пригодятся линейка, карандаш, ножницы и канцелярский резак. Уверен, очевидно зачем…

Ну и сам процесс. Настолько же простой, насколько смертельно скучный:

httpv://youtu.be/kG2UxvbIv6Q

Вот и вся наука. Тот редкий случай, когда 90% работы обеспечивается исключительно адским терпением, а не какими то там специальными навыками или опытом.

* * *

Но результат того стоит:

2013-03-28_018

2013-03-30_020

2013-03-30_021

Один маленький хинт: не надо пытаться залепить все окно по краям тютелька-в-тютельку. Пускай между пленкой и краем стекла до переплета остается небольшой зазор. Ровной линии на стыке нет даже у дорогих пластиковых окон. Все равно по углам будет немного пыли, герметика, всяких заусенцев и т.п. В тех местах пленка будет ложиться плохо и “отсохнет” в первую очередь. А для такой пленки очень справедлива пословица “коготок увяз – всей птичке пропасть”. Отсохнет один уголок – весь лист потом отвалится. Пес с ним, с самым краем. Лучше сознательно сделайте отступ и оставьте небольшую щель по периметру. Это никак не повлияет на конечный результат, но продлит срок службы тонирующей пленки.

Ну и финальное мытье окон снаружи. Тут в этом плане попроще будет, чем в Москве на высоте 11 этажа:

2013-03-27_008

* * *

В заключение оконной темы… Помните. в русских-народных сказках часто встречается “девица, тоскующая у окна”? Дык, наш Пес, кажется, в совершенстве овладел этой сверхспособностью:

2013-03-29_019

Такие дела…