Объявленный когда-то ранее “2021 – год додела” никуда не делся. Он просто перекочевал в 2022-й вместе с ковидом и черновиками постов, которые по ряду технических причин так и не были опубликованы в прошлом году. Отчасти я пребываю в некотором отчаянии. Это все равно что с Гидрой какой-то сражаться. Одну голову разрулил, другую запилил, третью прикрутил, четвертую… Конца и края не видать. Какие там, нафиг, новые затеи?! Старые бы разрулить… Вот, вроде и все уже, казалось бы – финита! – “год додела” закончился. Ан нет… Присмотришься внимательно – новая поросль недоделов уже пробивается среди старых пней.


Этот небольшой проект был когда-то задуман, как “приложение”, в значительной степени связанное с ремонтом и реорганизацией рабочего кабинета в начале 2021 года, равно как и с проектом “Химера” в его составе. Пролежал в черновиках черте сколько. Но пока у меня тут зреют более свежие замесы, решил таки пустить его в ход, наконец.

Одной из основных идей того ремонта-реконструкции кабинета-мастерской была организация хорошего комфортного освещения во всех его рабочих областях. Потому что, чем дальше, тем больше мои интересы углубляются в возню с мелкими электронными деталями. Тенденция сохраняется на протяжении всех последних лет и, боюсь, как бы не закончилась самым плачевным образом где-нибудь в куче SMD-компонентов. До этого еще далеко, к счастью, но хороший свет и комфортная среда работы нужны уже и с тем что есть сейчас.

Качественное освещение в области работ, в принципе, всегда является одной из основных составляющих любой хорошей мастерской. Просто раньше мне хватало обычного “комнатного” уровня освещения и какого-нибудь точечного источника света в виде настольной лампы для решаемых тогда задач. Увы, больше не хватает.

С самого начала последней реконструкции кабинета, эта проблема была определена для обязательного решения. Оное включало в себя обширные источники освещения под потолком комнаты и не менее обширные источники освещения непосредственно над рабочими столами.

По Плану, свет над рабочими столами в той части кабинета должен состоять из двух частей: “рабочей” (1) и “декоративной” (2).

“Декоративная” часть до сих пор готова лишь приблизительно. Не так уж она и важна для меня сейчас. “Рабочая” же часть – напротив – очень важна и была готова еще аж в феврале прошлого года. Практически сразу после ремонта кабинета и организации в нем “рабочих участков”. Вот о ней и пойдет речь.


Какого-то совсем уж четкого и продуманного в мелочах Плана на этот счет никогда не было. Технически он представлялся совсем простым, не требовал какого-то особенно тщательного моделирования, проработки, закупки специальных материалов и т.п.

В общем и целом светильники над столами виделись, как длинный равномерный источник яркого света над всей их поверхностью. И хотелось, чтобы этот источник света не был точечным (как настольная лампа, например), а заполнял все рабочее пространство. Типа, вот так:

Еще во время разборки хлама в кабинете перед последним ремонтом, была обнаружена коробка, в которую годами сваливались все обрезки и огрызки светодиодных лент. Там фут, сям пол катушки, банка с сегментами по три-шесть светодиодов. Ничего такого достаточно длинного, чтобы пустить на какой большой самодостаточный проект и, в то же время, рука не поднималась эти огрызки просто выбросить. Соответственно, возникла идея пустить весь этот зоопарк на светильники над рабочими столами. Хороший способ безболезненно избавиться от запасов старого хлама и освободить место под новый. Это и стало отправной точкой затеи.

Основой для длинных светильников могла стать любая длинная и вогнутая поверхность. Например, половина обычной водопроводной ПВХ-трубы:

Давно такого у меня не случалось. А, между тем, поделки из говна, палок и сантеха – фундамент DIY! Его основа основ и самая посконная из традиций. Временами бывает полезно к ней вернуться. А то все эти ЧПУ-фрезеры, 3D-принтеры… У роботов нет души! Вот, то ли дело, теплая ламповая водопроводная труба…

Распустить на циркулярке трубу подходящего размера – не слишком хитрая задача. Как и оклейка внутренней ее части подобием светорассеивателя:

По задумке, оно было нужно для того, чтобы еще больше рассеять свет от светодиодов, направив его по всем направлениям, получив т.о. некое грубое подобие “бестеневого” светильника:

Дальше вышло немного забавно. Запасы огрызков светодиодных лент в загашниках были сильно недооценены. После установки того их количества, которое было задумано изначально, выяснилось, что сами запасы почти не пострадали. А, в идеале, я хотел избавиться от них полностью вообще.

Пришлось взяться за паяльник и объединить все оставшиеся фрагменты и куски лент из загашников в кучу дополнительных полос нужной длины. Внутри плафонов я старался размещать фрагменты по возможности рандомно. Дело в том, что в загашниках там много чего было в плане “температуры” света. От 2500K до 4000К и выше. Соответственно, хотелось все это перемешать, чтобы в итоге получить некую среднюю “температуру по палате”. Не слишком желтую и не слишком синюшную.

Вынужден признать, что существенная часть огрызков и больших фрагментов оказались в загашнике именно по причине того, что когда-то они были куплены по ошибке с не той температурой не под те условия. Например, полки шкафов в гостиной сменили три типа подсветки, пока не была подобрана желаемая “температура”. К сожалению, никакое моделирование тут не помогает особо, сколь бы детальным оно ни было. Потому что то, что на первый взгляд казалось нормальным, спустя какое-то время начинало раздражать либо чрезмерной желтизной, либо синюшностью. Все сильно зависит не только от того, чем полки подсвечены, но и от того, что на них расставлено.

Короче, в итоге, наклеенные на внутренних поверхностях полутруб светорассеиватели из фольги были покрыты светодиодными лентами полностью, в силу чего потеряли весь смысл своего существования:

При таком количестве веток такой длины, запитывать их последовательно, показалось плохой идеей. Потери в яркости на последних “лампочках” в цепочке лентах будут весьма ощутимыми из-за внутреннего сопротивления.

Когда-то давно я уже сталкивался с этой проблемой в своих проектах. Возможно это было болячками ранних версий светодиодных лент, когда они еще только-только завоевывали свое место в быту самоделкина. Возможно, для современных лент эта проблема уже не актуальна. Но проверять было неохота. Поэтому все ветки внутри каждой из ламп подключены параллельно:

Каждая из ламп над столом нажоркивает почти по 3 ампера при 12 вольтах:

В принципе – нормально. Блоки питания у Химеры, которая будет все это питать, достаточно мощные и потянут эту гирлянду с хорошим запасом.


Присобачив получившиеся “полутрубия с лампочками” под полки стеллажей, попользовался ими с недельку, чтобы понять, стоят усилия того, чтобы продолжать их тратить на продолжение проекта, или же отправить все это безобразие в помойку (огрызкам светодиодных лент там и без того полагалось уже давно оказаться, а куска трубы было не жалко, в случае чего).

К своему немалому удивлению обнаружил, что не смотря на сантех, говно и палки, светильники вышли невпупенно комфортными, уютными и практичными. Прям, буквально то, чего мне всегда и не хватало в плане освещения столов. В глаза не лупят, практически незаметны под полками стеллажей (зачастую сторонние люди даже не сразу и понимали откуда этот водопад света изливается), поток света дают весьма нехилый, а “средняя температура света” в этом зоопарке оказалась достаточно приятной для моих глаз.

Что ж… Так тому и быть… Значит можно превращать “полутрубия с лампочками” в то, что можно уже будет называть светильниками.

Собственно, единственное, что для этого нужно было сделать – заглушить торцы труб и снабдить их креплениями, расчитанными на подвешивание под нижнюю полку стеллажа:

Для упрощения процесса, крепления печатались из двух половинок каждое, после чего склеивались вместе:

Тут вышел очередной забавный момент…

Из фотографий и рисунков можно понять, что крепления держат полутрубия не строго вертикально, а с небольшим поворотом вдоль продольной оси лампы:

Это сделано для того, чтобы направить поток света на весь стол целиком от его передней кромки, над которой висят светильники, по всей поверхности стола назад, до стены у которой он стоит. При этом, до кучи, по направлению от глаз того, кто за этим столом сидит, чтобы не давало наводок на переферийное зрение.

Градус этого поворота был подобран… Мнэ… Был подобран условно, с использованием обоснованных допущений. Если перевести с “технического” языка на человеческий – наугад. Предполагалось. что нужно будет подобрать этот угол уже по месту, посредством печати нескольких версий креплений с разным углом поворота.

Соответственно, крепления на фото выше, печатались в “черновом” режиме,. Это когда скорость печати превалирует над качеством. Прям, вот, бжжжжжж – голова у принтера мечется как бешенная швейная машинка, сопли пластика летят в разные стороны, все ходит ходуном, моторы визжат, подшипники горят, ну и все такое…

На деле же вышло, что угол на модели был подобран идеально с первой же попытки. Никаких изменений в вносить не нужно было. Посмотрел я на получившиеся “прототипы” креплений… Да и решил, что они вполне себе ничего так. Это светильник из сантеха, говна, палок и огрызков светодиодных лент! Для мастерской. А не из яиц Фаберже для подсветки Монализы в Лувре…

Пускай и “черновые”, крепления вышли точными по размерам, не кривые, не разваливаются, а наиболее вопиющие сопли и шкуркой подобрать можно. Это всяко быстрее чем еще один компект в точности того же самого печатать на чистовую.

Вот так оно и вышло, “тяп-ляп и в продакшен”. Буквально:

Дальше все совсем вразнос пошло… В смысле, по канону “DIY из сантеха”. Даже торцевые крышки на светильниках были присобачены горячими соплями, чтобы ваще все, как у ютуберов-лайфхакеров:

И знаете что? Несмотря на вот весь этот сантех, тяп-ляп и горячие сопли, вполне прилично вышло по итогам!

Откровенно говоря, лампам этим на столами, уже скоро как год исполнится. Висят себе и полным ходом эксплуатируются. О всей вот этой халтуре в процессе их создания я вспомнил только сейчас, когда решил этот пост написать. Пока фотографии из архива не выкопал, и сам про это все забыл не вспоминал, да и из сторонних зрителей никто ничего не заметил за все это время.

А уж “критики” у меня тут, доморощенные, случаются такие… Иногда после их замечаний и “всестороннего анализа”, хоть стреляйся от унижения и позора. Неделю потом инструмент из рук валится. А тут – поди ж ты – нормуль прокатило! Чуть ли не “первый приз зрительских симпатий” был вручен… Поди пойми их, критиков этих…


Короче, итог затеи. Фото сегодняшние (на момент публикации поста):

Как уже было сказано выше – почти год эксплуатации. Все проверено не одной сотней часов работы. Ярко, но не слепит, комфортная “тмпература”, широкий охват по всем столешницам, почти не дает теней. Затея признана более чем годной и полезной.

Вот вам и сантех…

Кстати, из той же серии у меня был проект много лет назад… Дык, оно до сих пор все там же, и все так же используется. И до сих пор, это у нас единственный источник телевидения в доме…

Такие дела…


P.S. Прошлый год был объявлен “годом додела”. Может объявить этот, “годом shit’n’sticks проектов”? :-)